Онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру» и другие пожаловались на «Яндекс» в ФАС
Онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру» и другие пожаловались на «Яндекс» в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Претензии вызвал специальный виджет «Яндекса» в поисковой выдаче, который уводит пользователя на сервисы компании. На это ФАС уже жаловался «Кассир.ру», но в «Яндексе» утверждали, что предложили аналогичный инструмент продвижения всему рынку. Теперь там говорят о нежелании конкурентов идти на «технические доработки» и встречной дискриминации.
Онлайн-сервисы ivi, Avito, ЦИАН, «Профи.ру», «Туту.ру», Drom.ru, 2ГИС и Zoon направили в ФАС жалобу на злоупотребление доминирующим положением «Яндекса», следует из документа, с которым ознакомился “Ъ”. Представители Avito, ivi, «Туту.ру», ЦИАН и «Профи.ру» подтвердили отправку жалобы, в ФАС подтвердили ее получение, она будет рассмотрена в установленном порядке, добавили в пресс-службе.
Ключевая претензия компаний касается интерактивного формата в поисковой выдаче, «колдунщика», который позволяет пользователям искать билеты, квартиры, объявления и пр. без перехода на отдельную страницу. Допущены к нему только сервисы «Яндекса», но не конкурирующих в этих сегментах компаний, настаивают заявители. Инструмент обходит общие правила ранжирования в поиске, не показывает наиболее релевантный запросу ответ и явно привлекает внимание пользователя, объясняют интернет-сервисы. Таким образом, «колдунщики» уводят пользователя на сервисы «Яндекса», а конкуренты, по их словам, теряют трафик и вынуждены больше тратить на продвижение.
В пресс-службе «Яндекса» называют подобные «интерактивные ответы» мировым отраслевым стандартом. Они не имеют преимуществ перед органической выдачей и не закреплены на первых позициях по умолчанию, настаивают в компании. Вопрос интерактивных форматов обсуждался с рынком несколько лет, но с представленным в прошлом году инструментом для рекламодателей не все выразили готовность работать — «возможно, потому, что новые решения требуют от них технических доработок», считают в «Яндексе». Компания готова продолжить дискуссию и надеется, что ее сервисы смогут рекламироваться на сайтах Avito, 2ГИС, ivi, «Кассир.ру» и других, говорят в пресс-службе. В отличие от «Яндекс.Директа», который допускает любых конкурентов «Яндекса» к площадке, «некоторые авторы обращения» запрещают размещение конкурентов у себя, пояснили в компании.
"Яндекс" не обязан бесплатно продвигать сторонний сервис, если ссылка на него не в органической выдаче. С другой стороны, когда в колдунщиках возникают только сервисы "Яндекса", у ФАС действительно могут возникнуть вопросы»,— рассуждает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.