социолог Ольга Исупова о феномене чайлдфри
По данным ВЦИОМ и Gedeon Richter, 48% женщин в возрасте от 18 до 45 лет в ближайшие пять лет не планируют рождение ребенка, 7% россиянок фертильного возраста вообще не хотят иметь детей. При этом официальная риторика государства направлена на повышение рождаемости, а в сентябре 2022 года в Госдуму даже был внесен законопроект о запрете пропаганды чайлдфри. Forbes Woman поговорил с социологом Ольгой Исуповой о природе этого явления и о том, какие меры на самом деле могли бы улучшить демографическую ситуацию
Ольга Исупова — PhD в социологии (Университет Манчестера, 2000), доцент, старший научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ. Единственный исследователь в России, занимающийся глубоким изучением феномена чайлдфри в российском обществе.
Социолог Ольга Исупова (Фото Анны Артемьевой)
— Феномен чайлдфри зародился задолго до того, как о нем начали активно говорить. Каковы были первоначальные причины?
— Никогда не было такого, чтобы дети были нужны абсолютно всем людям. Всегда были те, кто хотел избежать рождения ребенка. Например, в средневековой Европе женщины уходили в монастырь, чтобы не рожать. Я много читала биографий знатных женщин X–XV веков — дольше всех жили те, кто не имел детей. Многим бездетный образ жизни нравился, если была такая возможность. Но чтобы оставаться без детей, нужны были средства к существованию. Надо было «проскользнуть» мимо желаний всех мужчин, которые хотели распорядиться женщиной с помощью замужества. Некоторые среднеобеспеченные горожанки, не желавшие иметь детей, вместе селились в городе, создавали своего рода женское общежитие, объединялись в ведении хозяйства и работали по найму вне сообщества. Например, орден бегинок. Их устраивала такая жизнь, замужество им было не нужно, у них все было устроено грамотно. Это были не какие-то люди, потерпевшие неудачу.
внешняя ссылка