Вот как описывает происходящее член сообщества Club.CNews :
Джереми, студент-экономист из Бостона, рассказал мне о Максе Базермане и его «феномене». Скайпились с ним, говорили о правилах bankroll-management’a, ну и как-то, слово за слово, пришел Джереми на ум случай с профессором HBS (Harvard Business School), где он и учился.
Профессора звали Макс Базерман, что уже должно было намекнуть всем «Не торгуй со мной, не играй в азартные игры, не пытайся меня обмануть – хуже будет». То ли его студенты переварились в «плавильном котле», то ли безмозглость молодости взяла верх. Тем не менее, факт остается фактом – этот самый профессор продавал своим студентам-первокурсникам деньги. Самая первая лекция доктора Базермана начиналась для всех первокурсников одинаково – он продавал им двадцатидолларовую бумажку. Не делайте круглые глаза и приберите слюни с дорогого паркета – он не в тюрьме, он не фальшивомонетчик, он не идиот. После трех «не» я готов раскрыть вам тайну того, в чем же дело.
Профессор Макс Базерман – страстный игрок и преподаватель от бога. Учимся мы только на своих ошибках, поэтому, если вы однажды попадете на первую лекцию к гениальному лектору – расценивайте это как ценный урок, а не налог на человеческую природу.
Лекция начинается. Профессор достает из кармана смятую двадцатидолларовую бумажку и показывает её аудитории. Затем, негромким, но достающим до каждого уха в аудитории голосом (лекторы тоже бывают гениальными) предлагает студентам купить у него эти $20. Начальная цена – 1$. Устанавливается звонкая тишина. Аудитория понимает, что не все так просто (слава богу, хоть это понимают, бакалавры..). И действительно, профессор озвучивает дополнительное условие. Человек, который сделает ставку предыдущим перед победителем, выплатит Базерману размер своей ставки (борцы с коррупцией, отложите телефонную трубку и оставьте профессора в покое, эти деньги затем направляются на благотворительность).
Аудитория, в радостном предвкушении «денег и зрелищ», ударно начинает аукцион. Ставки быстро доходят до $15 и дальше начинается самое интересное. Практически все участники аукциона на этом моменте выпадают по причине отсутствия денег, присутствия мозга, а чаще бывает, что по обеим причинам одновременно. И остаются двое, самых азартных и безбашенных. Они доходят до ставки равной номиналу — один из оставшихся поднимает руку и предлагает $20 за $20. Вот она, точка невозврата. Душу второго студента раздирает нежелание потерять деньги, боязнь выглядеть лузером и прочие проявления юношеского максимализма. Плюс он обещал подруге сводить её вечером в кино (они были в ссоре, нужно было срочно заглаживать свою вину по известным причинам), поэтому отдавать $19 ой как не хочется. Тогда, взяв волю в кулак, он поднимает глаза на профессора и облегчает душу – $21! Finita la comedia, аплодисменты, занавес. Аудитория победно вскакивает, улюлюкает, давится хохотом и держится за животы. Одного студента пришлось забрать прямо из аудитории на “скорой”. Обострение гастрита, желудок не выдержал такого абсурда.
Антракт закончился, буфет закрывается, зал затихает – вторая часть Марлезонского балета. «Отступать уже некуда, за нами Вашингтон», поэтому торги дальше идут динамичнее, чем раньше. Абсурд победил, чего уж стесняться, деньги на бочку…
Торги могут продолжаться несколько часов. Рекорд «Безумного Макса» – $204. Удивительный человек, гениальный преподаватель, но речь сейчас не об этом. Впервые услышав об этой истории из первых уст (Джереми был студентом Базермана и благополучно слился на $13), я хохотал так, что оплевал всю веб-камеру пивом, после чего она ещё месяц периодически двоила изображение на экране. Первое впечатление прошло, я задумался и понял: черт, я сам становлюсь одним из таких болванов за покерным столом. Только с ними это случилось однажды (и думаю, на всю жизнь), я же становлюсь жертвой «феномена» мистера Базермана каждый божий день. Банкролл-менеджмент и прочие рационалистические ухищрения теоретиков от покера не спасают меня от, т. н. loss aversion (боязни потери). Я проигрываю, я хочу хотя бы отыграться (минимизировать убытки), чаще всего теряю концентрацию, удача отворачивается, и яма, в которую меня утянуло, становится равной по глубине моему карману. После этой истории, я как будто взглянул на себя со стороны. Но дальше, за поворотом, меня ждало гораздо более важное просветление. О нем и пойдет речь.
Так вот, история с Базерманом мучила меня несколько дней. Я понимал, что это игра, психологический трюк, но, черт возьми – десятикратная прибыль, фантастика просто. Маркс говорил, что за 300% прибыли капиталист готов пойти на любое преступление. А передо мной была схема, которая почти на моих глазах дала 1000% прибыли, и ни один прокурор не нашел бы поводов придраться. Последний раз я видел подобное, когда был в Ватикане и купил памятную монету в 50 евроцентов (с изображением Иоанна Павла II) за 5 евро. Тогда вопросов у меня не возникло – Ватикан, центр христианского мира, где же чудесам происходить, как не там. Теперь же я видел чудо, которое никаким божественным вмешательством объяснить нельзя.
А теперь от возвышенного к земному. Прямо в гущу событий. То, что мы видели в исполнении Макса Базермана, господина профессора, это мастерски проведенный Penny (скандинавский) аукцион. Если вы читали предыдущий пост в блоге, то прекрасно представляете себе, как это работает. Профессор несколько изменил условия под сложившуюся ситуацию, но в целом схема осталась той же – начальная цена минимальна, победитель получает лот по низкой цене (в данном случае, вообще бесплатно), прибыль организатора оплачивают остальные участники аукциона (в данном случае, обладатель «почетного» второго места).